В этой статье узнаем:
- Какие товары подлежат маркировке?
- Какие товары не подлежат маркировке?
- Какие коды используются для маркировки товара?
- Сроки и этапы
- Как подготовится к реализации маркированной продукции?
- Оборудование для работы с маркировкой
- Штрафы
Кого затронет маркировка косметической продукции и товаров бытовой химии?
Система маркировки затронет всех участников этой сферы:
- Производителей.
- Импортёров.
- Дистрибьюторов
- Оптовиков
- Розничных продавцов в том числе и которые продают через интернет (интернет-магазины, маркетпелейсы и тд).
Требования по маркировке касаются всех предприятий независимо от их масштаба: от крупных производственных комплексов до небольших местных брендов, а также магазинов хозяйственных товаров, косметических киосков в торговых центрах, салонов красоты и любых других организаций, которые продают косметику или бытовую химию в качестве дополнительного источника дохода. Кроме того, требования распространяются на всех независимо от формы регистрации: и юридические лица, и индивидуальные предприниматели обязаны подключаться к системе «Честный знак» и соблюдать её правила.
Какие товары подлежат маркировке?

Ниже представлена таблица с полным списком маркируемых товаров:
3304 |
Косметические средства или средства для макияжа и средства для ухода за кожей (кроме лекарственных), включая средства против загара или для загара, средства для маникюра или педикюра(за исключением парфюмерно-косметической продукции, предназначенной для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской упаковки антимикробным действием) |
3305 |
Средства для волос |
3306 |
Средства для гигиены полости рта или зубов, включая фиксирующие порошки и пасты для зубных протезов |
3307 |
Средства, используемые до, во время или после бритья, дезодоранты индивидуального назначения, составы для принятия ванн, средства для удаления волос и прочие парфюмерные, косметические или туалетные средства, в другом месте не поименованные или не включенные; дезодоранты для помещений, ароматизированные или неароматизированные, обладающие или не обладающие дезинфицирующими свойствами |
3401 |
Мыло; поверхностно-активные органические вещества и средства, применяемые в качестве мыла, в форме брусков, кусков или в виде формованных изделий, содержащие или не содержащие мыло; поверхностно-активные органические вещества и средства для мытья кожи в виде жидкости или крема и расфасованные для розничной продажи, содержащие или не содержащие мыло; бумага, вата, войлок или фетр и нетканые материалы, пропитанные или покрытые мылом или моющим средством |
3402 50 000 0 |
Моющие средства (включая вспомогательные моющие средства) и средства чистящие, содержащие или не содержащие мыло |
Какие товары не подлежат маркировке?
Не все изделия из категорий «косметика» и «бытовая химия» требуют обязательной маркировки. В числе исключений находятся:
- Парфюмерно-косметическая продукция, предназначенная для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской упаковки антимикробным действием, нить для чистки зубов, гримы, гуммозы, агарбатти, растворы для хранения контактных линз или глазных протезов, капли для контактных линз;
- Тестовые экземпляры и образцы, которые не предназначены для реализации;
- Пробники, также не предполагающие продажи;
- Косметические средства для личного использования, а не для коммерческих целей;
- Товары, ввезенные в Россию для официального пользования дипломатическими и консульскими учреждениями, а также международными организациями;
- Товары, находящиеся под таможенными процедурами, которые позволяют их вывоз за пределы таможенной территории ЕАЭС;
- Продукты, предназначенные для экспорта из Российской Федерации;
- Товары, отпускающиеся в магазине на развес и упаковывающиеся в присутствии потребителя.
Какие коды используются для маркировки товара?
Товар можно маркировать только кодом DataMatrix.
Маркировка с использованием кодов DataMatrix имеет несколько преимуществ, которые делают этот формат особенно привлекательным для идентификации и отслеживания товаров. Вот основные причины, почему маркировка производится именно с использованием DataMatrix:
-
Компактность: вмещает большее количество данных на небольшом пространстве.
-
Поддержка широкого спектра данных: может содержать как числовую, так и текстовую информацию.
-
Универсальность: DataMatrix может быть прочитан различными устройствами, включая смартфоны и специальные сканеры, что обеспечивает гибкость в использовании.
-
Устойчивость к повреждениям: DataMatrix использует коррекцию ошибок, что позволяет восстанавливать информацию даже в случае частичного повреждения кода (до 30%). Это важный аспект для продуктов, которые могут подвергаться воздействиям на складе или в процессе транспортировки.
-
Скорость считывания: Сканеры могут быстро считывать коды DataMatrix, что повышает эффективность на этапе учета и товарооборота.
Обычно для размещения этикетки с кодом Data Matrix достаточно выделить на упаковке участок размером 13 × 13 мм. Однако с косметикой и бытовой химией не всё так просто: некоторые виды упаковок вызывают трудности при нанесении маркировки. В таких случаях код Data Matrix нужно наносить непосредственно на сам продукт или использовать бирку, которая крепится к товару и на которой размещается маркировка.
Сроки и этапы:

Этапы и сроки введения обязательной маркировки для косметики и бытовой химии следующие:
- С 1 марта 2025 года начинается обязательная регистрация участников оборота в системе маркировки;
- С 1 мая 2025 года стартует первый этап маркировки, который включает мыло, моющие средства и бытовую химию;
- С 1 июля 2025 года вводится второй этап, в который входят средства для волос, средства для бритья, дезодоранты и ароматизаторы;
- С 1 октября 2025 года начнется третий этап, охватывающий косметические средства, декоративную косметику и средства для ухода за полостью рта;
- С 1 июля 2026 года участники будут обязаны передавать информацию о выводе из оборота всех товаров, реализуемых через розничную продажу с использованием контрольно-кассовой техники.
Как подготовится к реализации маркированной продукции?
Зарегистрируйтесь в ГИС МТ (государственная информационная система мониторинга оборота товаров), чтобы получить коды маркировки и иметь возможность передавать данные о движении товаров.
Кроме того, необходимо заключить договор с оператором электронного документооборота (ЭДО) — это позволит обмениваться документами как между контрагентами, так и с системой маркировки в цифровом формате.
Производители и импортеры обязаны выполнить следующие действия:
-
Вступить в ассоциацию «ГС1 РУС» и оформить GTIN-коды для своей продукции.
-
Заполнить информацию о товарах в Национальном каталоге, доступ к которому осуществляется через личный кабинет на платформе «Честный ЗНАК».
-
Заказать уникальные коды Data Matrix для маркировки косметики и бытовой химии. Напечатать этикетки с помощью специального принтера и нанести их на каждую единицу товара. Каждая упаковка должна иметь индивидуальный код.
-
Активировать коды Data Matrix, передав соответствующие сведения в систему «Честный ЗНАК» для учета в обороте. После этого продукцию можно отгружать оптовику или розничному магазину.
-
Подберите оборудование в зависимости от методов нанесения кодов и объемов производства, чтобы обеспечить эффективный процесс маркировки.
- Подготовить кассовое оборудование — обновить программное обеспечение кассы до актуальной версии и перейти на использование ФФД 1.2 при работе с маркированными товарами. Также необходимо заключить соглашение с оператором фискальных данных (ОФД), чтобы данные о продажах маркированной продукции через онлайн-кассу передавались в систему «Честный ЗНАК».
-
Обеспечить себя необходимым оборудованием для работы с маркировкой, таким как сканеры, принтеры этикеток, терминалы сбора данных (ТСД) и другие устройства.
-
Приобрести, установить и настроить специализированное программное обеспечение, например, товароучетную систему или другую программу, предназначенную для работы с маркированными товарами.
Оборудование для работы с маркировкой

Принтеры этикеток
Кто использует принтеры этикеток?
Если ваша потребность в печати этикеток менее 4000 этикеток в сутки, можете обратить внимание на офисные модели принтеров:
Если объем печати более 4 000 этикеток в сутки, рекомендуем присмотреться к принтерам этикеток промышленного класса:
Кому нужна касса?
Рознице нужно кассовое оборудование и 2D-сканер для считывания кодов маркировки.
Кассовое оборудование требуется для учета продаж товаров с маркировкой и передачи информации в систему маркировки.
Если вы реализуете товары оптово, то передавать данные в систему маркировки об их продаже вы можете через ЭДО, то есть касса вам не нужна, для этого может подойти компьютер или ноутбук.
Для получения консультации по выбору кассы, пожалуйста, звоните нам по телефону +7 (495) 229-30-84.
Сканер штрих-кода или ТСД?
Сканеры и терминалы сбора данных (ТСД) играют важную роль в работе с маркированными товарами, особенно в рамках обязанностей по учету и контролю за движением товаров.
Если ваше предприятие требует простого считывания кодов, с небольшим количеством операций, то может быть достаточно простого сканера. Они бывают ручные (проводные или беспроводные) или стационарные.
Ниже представлены доступные и надежные примеры 2D сканеров штрих-кода:
Терминалы сбора данных (ТСД) активно применяются на производственных предприятиях, в интернет-магазинах и на складах благодаря их способности обрабатывать значительные объемы данных о товарах, интегрироваться с системами учета, поддерживать работу через интернет и обеспечивать мобильность, что позволяет использовать их за пределами стационарных рабочих мест.
В сочетании с программным обеспечением, разработанным для терминалов сбора данных (ТСД), это решение используется для автоматизации таких процессов, как приемка, отгрузка, проведение инвентаризации и комплектация товаров.
Ниже представлены доступные и надежные примеры ТСД:
- iData T3 Pro
- iData K3S
- iData K8
- Атол Smart.Slim
- Атол Smart.Slim Plus
- Атол Smart.Lite
- Атол Smart.Prime
Специалисты компании Брэнд Селект проконсультируют по подбору оборудования, вы можете написать в чат сайта или позвонить по телефону +7 (495) 229-30-84.
Программное обеспечение
Подбор программного обеспечения зависит от множества факторов, специалисты компании Брэнд Селект помогут вам выбрать ПО под ваши запросы и возможности оборудования, для консультации звоните по телефону +7 (495) 229-30-84.
Штрафы
За нарушение правил маркировки косметической продукции и бытовой химии, могут быть установлены штрафы, которые варьируются в зависимости от характера нарушения и его масштабов.- Для юридических лиц — от 50 000 до 300 000 рублей;
- Для должностных лиц — от 1 000 до 10 000 рублей;
В случаях, когда нарушение будет признано особо крупным, возможно привлечение к уголовной ответственности, включая штрафы и другие санкции.
Подробную информацию о маркировки косметической продукции и бытовой химии можно найти на сайте «Честный знак».
Автоматизация в системе "Честный ЗНАК"
Мы понимаем, что успешная автоматизация требует индивидуального подхода, поэтому наша команда специалистов готова предложить решения, которые наилучшим образом соответствуют вашим потребностям. Мы сотрудничаем с ведущими производителями, чтобы гарантировать качество оборудования и программного обеспечения. Кроме того, мы предлагаем консультации и техническое сопровождение на каждом этапе внедрения. Это позволяет нашим клиентам сосредоточиться на развитии своего бизнеса, в то время как мы заботимся о всех аспектах автоматизации.
Компания Брэнд Селект предлагает внедрение системы Честный ЗНАК в ваш бизнес:
- Подберем подходящее программное обеспечение для работы с маркированной продукцией.
- Обновим или выберем новую кассу, если в этом возникнет необходимость.
- Осуществим регистрацию вашей компании в системе Честный ЗНАК.
- Выполним синхронизацию кассового аппарата с системой Честный ЗНАК.
- Настроим сканер штрих-кода и программное обеспечение в соответствии с разрешительным режимом.
Специалисты компании Брэнд Селект проконсультируют по всем интересующим вас вопросам, вы можете написать в чат сайта или позвонить по телефону +7 (495) 229-30-84.